Поиск по сайту |
|
Найди свой заговор |
Категория: Приметы
Июль(иуяий — червень, липец) Название этого седьмого по счету (во времена, когда новый год начинал отсчет своих дней с первого сентября, он шел одиннадцатым) месяца имеет византийские корни: оно было ему дано в честь Юлия Цезаря.
А до тех пор июль назывался также, как и июнь — червень, поскольку именно в июле достигает своего пика сезон созревания ягод. Второе название июля — липец — также родилось в результате наблюдений за происходящими в этот период природными явлениями: в это время, распространяя вокруг себя растворенный в июльском зное дивный медовый аромат, полностью расцветает липа. Кроме того, июль носил и такие имена, как сечень, серпан, седмник; в Тульской губернии его называли сенозорни-ком, а в Тамбовской — макушкой лета: «Сбил сенозор-ник у мужика мужицкую спесь, что некогда и на завалинку присесть».
Июль в сельской местности — время самой горячей страды, сенокоса, уборки озимых хлебов, сбора урожая ягод: «В июле во дворе пусто, да в поле густо», «Июль устали не знает, все прибирает». Поспевают в садах и лесах смородина, малина, земляника, клубника, ежевика, костяника — вкусные, сочные, ароматные ягоды наливаются ароматом и витаминами. Говорили: ,«Плясала бы баба, да макушка лета настала», — что означало, что наступает пора варки на зиму варенья, компотов, сиропов и желе. Наверное, еще и поэтому июль был так любим детьми.
Июль — самый жаркий месяц года, температура воздуха в средней полосе России в это время превышает 30° С: «Декабрь — теплее оденься, июль — хоть разденься», «Июльское солнце без огня горит». Но одновременно погода июля достаточно непостоянна, с частыми, но непродолжительными ливнями, грозами, которые тут же сменяются жарой.
Однако под действием такого сочетания набирают силу травы, и начинается сенокос, повсюду на лугах один за другим растут стога — памятники июлю: «Июль косой по лугам прошел да серпом по хлебам пробежал», «Не топор мужика кормит, а июльская работа». И уже свежим, пряным сеном, а не цветами пахнет в лугах, где, спрятавшись среди зарослей клевера, зайчиха прячет своих зайчат второго помета. Над ними высоко в небе летают ласточки, пение которых не замолкает до самой поздней осени, когда приходит время покидать родные места. Уже собираются в стаи скворцы и грачи — они готовятся к осеннему перелету заблаговременно, обучают молодняк правилам поведения в путешествии. Июль — середина лета. Постепенно день начинает уменьшаться.
1-й день (14 июля) — день памяти свв. бессеребре-ников Косьмы и Дамиана: «Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли». Свв. мученики братья Косьма и Дамиан жили в III веке н. э. в Риме. Они занимались врачеванием, не беря за свой труд никакой платы, потому что были людьми верующими, и приобщали к вере своих пациентов, за что и пострадали от рук завистников. В этот день практически повсеместно начинаются покосы, а на огородах начинают полоть грядки и собирать корнеплоды на продажу. Кроме того, считается, что именно сегодня следует начинать сбор растений, из которых в старину изготавливалась краска для тканей.
2-й день (15 июля) — положение пояса св. Богородицы. В народе этот день называется также днем Петровой Матки, который получил свое название благодаря приближающемуся празднику почитания верховных апостолов Петра и Павла. Вопреки тому, что наступает жаркая пора косьбы, в этот день работать не полагается.
3-й день (16 июля) — день перенесения мощей св. Филиппа, митрополита Московского, чудотворца, и преп. Никодима Кожеезерского, ставшего примером послушания и смирения.
4-й день (17 июля) — день памяти иконописца преп. Андрея Рублева и преп. Корнилия Псково-Печерского, убитого государем Иваном Грозным по «ложному навету».
В этот день говорили, что озимые в наливах дошли, а батюшка-овес до половины дорос. Считается, что погода в этот день повторится 29 июля. Овес в кафтане, а на гречке и рубашки нет. Зерно в колоске — не валяйся в холодке. В этот день заканчивалось созревание овса и озимых и начиналась подготовка к уборке гречихи.
5-й день (18 июля) — на Афанасия месяц на восходе играет — богатый урожай предвещает. Следуя этой примете, во многих деревнях Подмосковья до сих пор соблюдают древний обычай выходить вечером из дома и смотреть на месяц. Если он хорошо виден при появлении на небе, то создается впечатление, что он меняет время от времени свое местоположение. Если же меняется оттенок, то месяц скрывается за облаками. Считается, что таким образом месяц отмечает свой собственный праздник. Подобные явления предвещают хороший урожай.
8-й день (21 июля) — коли на Казанскую черника поспела — поспела и рожь. Начиная с этого дня, начинали выборочную уборку ржи: «Жнут порою — жуют зимою». В этот день принято обращаться к Богоматери с молитвой об исцелении от глазных болезней и о прозрении слепых. День сей почитается в честь чудесного явления пречистой Богородицы, указавшей девочке место, где под пепелищем была погребена ее икона. На месте явления этой иконы был построен храм и назван именем Казанской Божьей Матери.
10-й день (23 июля) — день положения святой ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Также сегодня отмечается память преп. Антония Печерского, благодаря которому была выстроена церковь Успения Божьей Матери в Киеве.
12-й день (25 июля) — на Прокла поле от росы промокло. Существует примета, согласно которой, начиная с этого дня, наступают большие росы, которые могут привести к загниванию сена, но одновременно росы наделяют и целебной силой: по поверью, умыванием этими водами знахарки лечили у людей глазные заболевания: утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночью темной прощается.
16-й день (29 июля) — Афиноген, день постный, в этот день принято почитать Псковскую икону Богоматери. На Афиногена пташки притихают, а лето из зноя выходит. На селе в этот день начинается жатва ржи, и по этому случаю празднуют день именинного снопа — первого, сжатого в этом году.
18-й день (31 июля) — день памяти преп. Иоанна Многострадального. Сказание учит нас в этот день молиться о ниспослании нам спасения от блудных страстей по примеру преп. Иоанна.
19-й день (1 августа) — обретение св. мощей преп. Чудотворца Серафима Саровского. Кроме того, в этот день принято чтить память преп. Макрины, или Мокри-ды, сестры св. Василия Великого. В народе в этот день гадают о том, какой будет осень: «дождь на Мокриду — к дождливой осени и ненастной страде».
20-й день (2 августа) — Ильин день. Это день пророка Ильи, а именно памяти его святого восхождения. Илья-пророк считается у христиан, пожалуй, самым почитаемым святым, распорядителем грозных и благодатных природных сил. По поверью, именно он посылает на грешную землю громы и молнии и именно ему еле-дует молиться о хорошем урожае и дожде во время засухи: будет либо сухо, либо дождливо в течение последующих шести недель, в зависимости от того, какая погода стоит на Ильин день.
22-й день (4 августа) — память св. мироносицы Марии-Магдалины.
Считается, что за непочтительное отношение к ее празднику св. Мария-Магдалина может сурово поразить громом, поэтому в этот день не рекомендуется приниматься за какую-либо работу. Примета на этот день: «Роса — к серому льну, который от росы теряет белизну».
24-й день (6 августа) — память свв. князей Бориса и Глеба: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». Работать в этот день считается грехом, иначе небо покарает молнией, а именно — сгорят ваши копны хлеба.
26-й день (8 августа) — припасла св. Анна заморозки, если в этот день с утра заморозок, то следует ожидать ранней и очень холодной зимы. Дождь на Анну — к зиме снежной. Церковь в этот день почитает св. Анну, мать пресвятой Богородицы,
27-й день (9 августа) — память св. Пантелеймона. Одаренный способностью исцелять людей, св. Пантелеймон очень помогал людям. Работать в этот день также не полагается.
29-й день (11 августа) — день св. мученика Калли-ника, чьим именем сейчас в народе называют утренние морозы, часто портящие еще стоящие на нивах неубранные хлеба. Поэтому накануне этого дня принято молиться Господу о том, чтобы он «пронес Каллиника туманом, но не морозом». «Коли на Каллиника туманы, то припасаем косы про овес и ячмень».
30-й день (12 августа) — память св. Иоанна-Воинст-венника, служившего в IV веке в войске императора Юлиана Отступника, намеревавшегося истребить в городе Ну-меры Ифальские христиан. Иоанн же стал оказывать последним помощь, за что его посадили в темницу. После смерти императора он вышел на свободу и посвятил себя служению Господу и свершению благочестивых дел.
Нашёл интересное - поделись с друзьями!
|